Лучано Джуббилей: образование дизайнера по-британски

Лучано Джуббилей: образование дизайнера по-британски

    Лучано Джуббилей: образование дизайнера по-британскиЯрким летним утром известного британского дизайнера Лучано Джуббилея (Luciano Giubbilei) можно найти копающимся по локоть в земле в ковровых цветниках в Суссексе, Юго-Восточная Англия. Он пересаживает георгины, подготавливая цветники к буйству красок в конце сезона, который будет сопровождаться высокими травами.
Это не та эстетическая среда, с которой 44-летний итальяно-британский садовый дизайнер, как правило, ассоциируется… Джуббилей родился в Сиене, но получил образование и работает в Англии, он обладает характерным «почерком» в садовом дизайне, пристрастием к резким линиям: впечатляющим топиарным формам из стриженого самшита и граба, скошенным газонам, бассейнам и террасам из гладкого известняка. За последние 15 лет, сады, которые он создавал для клиентов в таких богатых районах, как Holland Park и Belgravia, были в большей мере строгими, геометричными и архитектурными, чем просто насыщенными красивыми растениями.

Лучано Джуббилей: образование дизайнера по-британскиИ вот теперь он снова экспериментирует, на этот раз в саду Great Dixter – шестиакровом оазисе, созданном известным британским писателем Кристофером Ллойдом — культовой фигурой в мире садового дизайна.
Здесь, в окружении старых живых изгородей произрастает буйная декоративная флора, в таком многообразии, которое вы вряд ли увидите где-либо еще. Ллойд был бунтарем, восставшим против принципов традиционного английского садоводства 1970-80-х годов (в т.ч. использования мягких пастельных тонов) и намеренно высаживал «безвкусные» цветы, например, такие как георгины.
Для англичан – а также французов, голландцев и немцев, которые прибывают в сад на пароме – Great Dixter является местом паломничества. После смерти Ллойда в 2006 году руководство садом перешло к его преемнику, 49-летнему британскому дизайнеру Фергюсу Гаррету (Fergus Garrett), который достойно продолжает дело учителя и сегодня. Стиль Гаррета более экспансивный, но он не менее внимателен к каждой комбинации, поиску новых цветовых и текстурных сочетаний и — это главное – всесезонной декоративности сада.
Лучано Джуббилей: образование дизайнера по-британскиЧто касается Джуббилея, то для него работа в Great Dixter, начавшаяся четыре года назад, стала борьбой с собственной неуверенностью и очередной вехой его самореализации как дизайнера. Он понимал, что многие ожидают от него очередного стильного и современного шедевра, но ему не хватало творческого воодушевления, свойственного некоторым его британским коллегам. Один критик (это был я) отмечал некоторый застой в его творчестве в то время. Джуббелей стал обращать больше внимания на тонкости английских посадок, в которых цветочные бордюры – это художественные произведения, внутри которых растения находятся в постоянном движении, проходя через сезоны года — меняются цветовые сочетания, текстуры, размеры, формы. Но, хотя он и признавал романтику этого подхода в садовом дизайне, она уже давно стала для него анафемой. Как рассказывал сам дизайнер, свое воспитание и восприятие растений он получил в плотном городском центре Сиены, «без единого цветка в поле зрения», где единственным цветущим растением была герань на его подоконнике. Поэтому «почерком» дизайнера стали элегантность и простота, а не динамизм и многообразие.
Для англичан – а также французов, голландцев и немцев, которые прибывают в сад на пароме – Great Dixter является местом паломничества. После смерти Ллойда в 2006 году руководство садом перешло к его преемнику, 49-летнему британскому дизайнеру Фергюсу Гаррету (Fergus Garrett), который достойно продолжает дело учителя и сегодня. Стиль Гаррета более экспансивный, но он не менее внимателен к каждой комбинации, поиску новых цветовых и текстурных сочетаний и — это главное – всесезонной декоративности сада.

Лучано Джуббилей: образование дизайнера по-британскиЧто касается Джуббилея, то для него работа в Great Dixter, начавшаяся четыре года назад, стала борьбой с собственной неуверенностью и очередной вехой его самореализации как дизайнера. Он понимал, что многие ожидают от него очередного стильного и современного шедевра, но ему не хватало творческого воодушевления, свойственного некоторым его британским коллегам. Один критик (это был я) отмечал некоторый застой в его творчестве в то время. Джуббелей стал обращать больше внимания на тонкости английских посадок, в которых цветочные бордюры – это художественные произведения, внутри которых растения находятся в постоянном движении, проходя через сезоны года — меняются цветовые сочетания, текстуры, размеры, формы. Но, хотя он и признавал романтику этого подхода в садовом дизайне, она уже давно стала для него анафемой. Как рассказывал сам дизайнер, свое воспитание и восприятие растений он получил в плотном городском центре Сиены, «без единого цветка в поле зрения», где единственным цветущим растением была герань на его подоконнике. Поэтому «почерком» дизайнера стали элегантность и простота, а не динамизм и многообразие.
Но в 2011 году у Джуббилея произошел разговор с Полом Смитом, которого он встретил на элитном конкурсе Chelsea Flower Show. Смит пригласил Джуббилея в свою студию, где они долго беседовали и, помимо прочего, вспомнили о старых ирландских домах с облупившейся краской. Сегодня они выглядят очень атмосферно и являются отголоском того шика высшего класса, который наблюдался в конце 20-го века в Великобритании. «Смит сказал мне: «Возможно ли это ощущение передать через сад?» — вспоминает Джуббилей. В тот момент, он осознал, что желаемого эффекта можно опробовать достичь с помощью различных конструкций.

Поэтому он написал Гаррету, с которым до этого знаком не был, и попросился устроиться его помощником в Great Dixter. Гаррет не особо жаждал давать советы какому-то новичку, но, как он сам впоследствии рассказывал, Джуббилей «казался очень милым, очень искренним и очень увлеченным». Гаррет также приметил, что Джуббилей переживает внутренний кризис, стараясь выразить себя непривычным способом. (Джуббилей признает свою амбициозность и бунтарский характер, которые привели его в Great Dixter, желание учиться у лучших садоводов мира).

Гаррет сказал Джуббилею, что тот будет заниматься не всем садом понемногу, а только выделенным ему участком – цветником размером примерно 10 на 50 метров, изучая всё, что касается исключительно этого места. Гаррет подчеркнул важность дизайна, отметив, что без него, «цветы — это только цветы». Работа в Great Dixter стала началом «перевоспитания» Лучано Джуббилея.

Лучано Джуббилей: образование дизайнера по-британскиСейчас Джуббилей работает в этом цветнике два или три дня в месяц, он стал лучше воспринимать и понимать природный стиль посадок. Его собственная посадочная схема акцентирована на подчеркивании конкретных пиковых «моментов» в течение всех сезонов жизни сада. Как Гаррет сказал ему с самого начала: «сад — это не фотография — это не то, что вы видите и делаете в данный момент. Это все о прогрессии”.
В июле в цветнике доминировало элегантное растение, напоминающее гигантские кружева королевы Анны – Гирча Валлиха (Selinum wallichianum) – зонтичный многолетник, ставший чрезвычайно модным в последнее время, соседствующий здесь со стройными горцами и фиолетовыми шапками посконника. Такое глубокое увлечение посадками было немыслимо для Джуббилея еще несколько лет назад, когда его главная забота о растениях заключалась в выращивании в маленьком питомнике самшита и граба.

Это взаимодействие с Гарреттом и его командой, по признанию Джуббилея, стало для него одним из наиболее важных уроков в карьере. Хотя они тратят только 20 минут или около того, когда встречаются (иногда в 6 утра), Джуббелей считает, что Гаррет очень помог ему перенести пространственный дизайн в плоскость декоративного садоводства. Теперь он хорошо представляет жизненные циклы растений, и сколько места требуется каждому из них в процессе роста и смены сезонов. Указывая на красный цветок, виднеющийся среди длинных трав на краю сада, он говорит, что раньше не замечал это растение, пока оно не начинало цвести, придавая оттенок окружающим травам.
Джуббилей был вдохновлен необычной рабочей атмосферой в Great Dixter, где Гаррет, словно великодушный аббат, руковододит группой трудолюбивых монахинь и монахов, которые живут в спартанских условиях. Он утверждает, что во всем этом «есть что-то из дзен-буддизма».

Благодаря сотрудничеству с Гарретом Джуббилей смог изменить свой профессиональный подход к ландшафтному дизайну. На своих новых объектах в Айдахо и Техасе, он высаживает местные растения или те, которые хорошо подходит для местных климатических условий. В прошлом году он получил главный приз на Chelsea Flower Show, где его новая воодушевляющая работа была разделена на две зоны, объединенные густыми посадками люпина в элегантном современном стиле. Вдохновением для дизайнера послужили работы средневекового итальянского архитектора Карло Скарпа.

Но из всех уроков, которые Джуббилей усвоил и узнал в Great Dixter, самым главным для него стал урок… терпения. Это подразумевает планирование посадок с предусмотрительностью и готовностью ждать месяцами для получения впечатляющего результата. Например, георгины, которые в нужный период подчеркивают красоту трав, или посконник, делающий цветник динамичным. «Вы должны иметь прекрасные знания о смене сезонов»», говорит дизайнер, «и понимать, что растения могут быть эффектными в определенном месте только в конкретный, достаточно короткий период».

Источник: gardener.ru

Leave a Comment